В данном курсе описаны рекомендации для родителей аутичных детей в ситуации, когда их ребёнок не имеет возможности быть включённым в организованную государственную систему помощи. Дана правовая информация, связанная с установлением диагноза аутистического расстройства.

Курс подготовлен Доленко Ольгой Витальевной, детским психиатром, которая в течение 20 лет работала главным врачом дошкольного психоневрологического центра, в настоящее время является руководителем секции детской психиатрии и смежных специальностей Ассоциации психиатров Украины, автор более 10 научных статей об аутизме. В данном курсе описаны особенности речевого развития при аутизме и схожих нарушениях, в доступной форме освещены механизмы формирования речи с точки зрения разных областей знаний (психологии, нейропсихологии, логопедии, неврологии), особое внимание уделено влиянию близких взрослых на речевое развитие ребёнка. Подробно описаны рецептивное и семантико-прагматическое расстройство речи, сведения о которых практически отсутствуют в русскоязычной литературе. Курс содержит познавательные видеоматериалы.

В ходе практического интернет-семинара участники рассмотрят теоретические основы применения альтернативной коммуникации для купирования нарушений коммуникативной деятельности и смогут понаблюдать, как обучение применению альтернативной системы коммуникации происходит на практике.

Инклюзия - это процесс, способствующий развитию детей с аутизмом и другими расстройствами, который включает повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Эксперты считают инклюзию гражданским правом, ответственным за формирование соответствующего социального развития, но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь.

 

Уровень предоставляемой поддержки и сопровождения должен варьироваться на основе тяжести диагностических симптомов и нарушений в развитии ребенка с аутизмом, а также меняться в процессе времени, как функция продвижения ребенка и приобретения им необходимых навыков для обучения в натуральной среде. В ходе практического семинара участники рассмотрят набор различных стратегий и методов, которые успешно применяются в процессе инклюзии для детей с расстройствами развития, учитывая их характерные особенности - расстройства речи и коммуникации, мотивация к сотрудничеству, сенсорное восприятие, и другие, а также ознакомятся с различными видами инклюзии, методами оценки навыков и техниками эффективного обучения.

 

Программа семинара:

- Специфические особенности и характеристики детей с РАС

- Виды инклюзии

- Основные цели инклюзии

- Подготовка к инклюзии

- Оценка начальных навыков

- Подготовка инклюзивной среды

- Роль тьютора

- Стратегии и методы инклюзии

  • - Организация обучающей среды и структурализация учебной деятельности
  • - Использование подсказок и поощрений
  • - Обучение ключевым навыкам и "Натуральное обучение"
  • - "Социальные истории"
  • - Включение посредством сверстников (Peer-Mediated Interventions)
  • - Стратегии самоуправления
  • - Видео-моделинг
  • - Проблемы с поведением и методы коррекции нежелательного поведения в условиях обучения в общеобразовательной школе.

- Социальное взаимодействие со сверстниками

  • Избегание издевательств со стороны сверстников и умение "постоять за себя".
  • Поиск общих областей интереса и привлечение друзей.
  • Поддержание дружеских взаимосвязей.

Практические инструменты для успешного обучения детей с аутизмом как пользоваться туалетом